Процесс приспособления студента-первокурсника к новым условиям студенческой жизни называется адаптацией.
Физиологическая адаптация предполагает приспособление студента к изменившимся условиям (переход из привычной школьной среды в колледж). Адаптация студентов обусловлена следующими трудностями:
изменение привычного ритма жизни;
недостаток времени на самоподготовку;
требовательность преподавателей;
перегрузки учебной деятельности и т.д.
Адаптация будет успешной, если вы – оптимист (у вас активная жизненная позиция, есть чувство юмора; вы находите время для полноценного питания, сна, занятий физической культурой; вы – активный участник адаптационных мероприятий).
Уже в первые дни жизни колледжа вы ознакомитесь с особенностями учебно-воспитательного процесса в нашем заведении. Большую помощь вам в этом окажет куратор академической группы или товарищи-старшекурсники.
Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе. В колледже, как и в школе, необходимо систематически посещать учебные занятия. Ваша посещаемость и успеваемость в центре внимания главным образом куратора группы, который проинформирует родителей о ваших успехах.
Ваши беседы с куратором группы и встреча с преподавателями помогут вам определить степень специфики и характера получаемой профессии. Также вы сможете осознать правильность выбора учебного заведения и профессии. Ваша задача и задача куратора заключается в формировании побудительных мотивов к самообразованию, оказанию необходимой помощи.
Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.
Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия вас и окружающей среды. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение вами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе.
Для этого существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя – качество», «Я не умею» и другие). Наиболее доступной для вас формой знакомства друг с другом является беседа, проводимая наставником
Вопросы взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями и вашими личными проблемами, будет уделять внимание куратор группы.
Таким образом, ваша адаптация к жизни техникума на основе последовательного и правильного использования данного материала, будет успешной.
Рекомендации обучающимся для успешной адаптации
- Соблюдайте режим дня.
- Следуйте правилам здорового образа жизни.
- Планируйте собственную деятельность.
- Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования.
- Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное общение.
- Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград.
- Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение.
- Проявляйте терпение.
- Мыслите позитивно. В каждой ситуации находите хорошие стороны.
- Старайтесь не жалеть себя.
- Опирайтесь на духовные ценности.
Рекомендации педагогам по адаптации первокурсников
- Создать у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
- На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в колледже и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, её отличиях от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины.
- Убедить студентов начать жизнь «с чистого листа», «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение первокурсников.
- Изучив студента по документам, найти ответственное занятие для каждого студента, где раскроются его способности и которое он будет выполнять с удовольствием.
- Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
- Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения психолога, совместно с психологом составить план проведения индивидуальных консультаций.
- Ознакомить студентов с Памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции и др.).
- Вовлечь студентов в общественную жизнь колледжа, в работу по самоуправлению.
- Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации студентов к новым для них социальным условиям.
- Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
- Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
- Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
- Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).
Рекомендации родителям первокурсников по адаптации к учебному заведению
- Следите за тем, чтобы ваш ребёнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, правильно организовал свой быт, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену.
- По возможности создайте условия для полноценного обучения –исключите отвлекающие факторы.
- Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения.
- Будьте внимательны к тем, изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке.
- Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи.
- В общении используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты», «Я так и знала».